Популярные мужские имена
Наше имя - это тот символ, который сопровождает нас всю жизнь. Неспроста люди особое значение придают выбору имени. Имя – это некий идентификатор, который выделяет нас из общей массы. И ни для кого не секрет, что существует даже понятие моды на имена, и как всякая мода, она очень капризна и переменчива. Как правило, имя бывает популярным в течение некоторого периода времени, потом уступает место другим именам. Эта периодическая смена популярных имен обусловлена главной функцией имени – быть средством различения людей. Поэтому всегда необходимо существование какого-то резерва имен, из которого черпаются более "свежие" имена. Этим резервом могут быть традиционные, малоактивные имена или именословы других народов. Чтобы немного упростить выбор имени, мы публикуем наш рейтинг популярности имен на основе статистических данных собранных на сайте.
- место/ имя
- 2741 Зейтун Арабское имя (زيتون) "оливка, маслина".
- 2742 Ибат Арабское имя "подарок".
- 2743 Икер Баскское "посещение, испытание, кара". Имя созданное испанским писателем Сабино Арана в книге "Коллекция имен святых басков".
- 2744 Юпитер Юпитер - в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий ("светодающий") - говорит о том, что он считался также богом света. Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ- бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки. В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти- иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покоренные Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.
- 2745 Селифан От латинское имя [silva]- лес. Имя Бога леса.
- 2746 Ставрос 1. от греческого (σταυρός) [stavros] "крест, распятие". 2. форма имени Стефан.
- 2747 Стилиан Греческое "столпник". Именины - 9 декабря (26 ноября) - преподобный Стилиан Пафлагонянин.
- 2748 Нимат 1. арабское имя (نعمت) "благословение, благо, милость, дар Аллаха, милость, изобилие". 2. обычай взаимопомощи у тунгусских народов Сибири, предписывающий охотнику оставлять добычу или её часть сородичам или соседям.
- 2749 Остин Форма имени Августин.
- 2750 Арест 1. от греческого (ωραία)[orea] "приятный"смотри Орест. 2. греческое [oros] "горец".
- 2751 Косма Греческое имя (χώρος) "космос", форма имени Кузьма. Именины: 15 января - святитель Косма, патриарх Константинопольский. 3 марта - преподобный Косма Яхромский (Рус. ). 8 марта - преподобный Косма Зографский. 1 мая - святитель Косма, исповедник, епископ Халкидонский. 14 июля - бессеребреник Косма, (и бессеребреник Дамиан), в Риме. 11 августа - преподобный Косма Косинский, Старорусский (Рус. ). 16 августа - преподобный Косма отшельник. 17 августа - равноапостольный священномученик Косма. 5 октября - преподобный Косма Зографский. 18 октября - преподобный Косма монах. 23 октября - преподобномученик Косма Зографский. 25 октября - святитель Косма, епископ Маиумский, творец канонов. 30 октября - бессеребреник Косма (и бессеребреник Дамиан) Аравийский. 13 ноября - мученик Косма. 14 ноября - бессеребреник Косма (и бессеребреник Дамиан) Асийский. Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. (греческое Κοσμᾶς (Cosmas) καὶΔαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) - братья, святые- бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III - начале IV вв. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во- первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во- вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г. ), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают. Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский- отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5). Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений. Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали- и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе- если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами. Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол- святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним. В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто- нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких- либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его. В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе. Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: "Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя. . "Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма. Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. "Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их". Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие. Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях- минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести. В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: "Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой- нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой". Сказав это, они расстались. Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: "Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему". Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников. И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: "Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!". Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? "Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь". Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю. Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении. Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления. Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога. Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога. Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой. Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен- ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников. Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании. Святые, явившись ему оба вместе, сказали: "Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа - бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление". Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство. Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: "Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление". Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили. Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление- с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили. Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их. В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во- первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают. В четьях- минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: "Каковому должно быть учителю". В развитии ее есть такие выражения: "Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения". Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только "чудес ради, но и поучения ради". Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники- помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.
- 2752 Айдос Казахское "лунный друг".
- 2753 Богодар Др. - рус. "дар Бога".
- 2754 Владас Славянское имя от слова "владеть".
- 2755 Илия Еврейское имя "мой Бог - моя крепость" или "Бог мой - есть Господь". Современная форма имени: Илья именины- 1 января - мученик Илия и преподобный Илия Муромец, Печерский (Рус. ). 21 января - преподобный Илия Египетский. 27 января - преподобный Илия. 13 февраля - преподобномученик Илия Ардунис. 29 февраля - мученик Илия. 22 марта - мученик Илия Севастийский. 10 апреля - мученик Илия Персидский. 2 августа - пророк Илия. 26 сентября и 30 сентября - мученик Илия. 11 октября - преподобный Илия Муромец, Печерский (Рус. ). 16 ноября - преподобный Илия. Илия - фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исайи из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (III Цар. XVII, 1). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств (XVII, 1) перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Срав. Лк. IV, 25, Иакова V, 17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (XVII, 5, 6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту - селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по- гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (III Цар. гл. XVII). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где- либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов (XVIII, 17, 18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты- но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. Кричите громким голосом, говорил им Илия, ибо он бог- может быть он задумался, или занят чем- либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется (XVIII, 27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12 камней и, призвав имя Господа своего, молитвой низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: Господь есть Бог! Господь есть Бог! Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илией, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (ХVIII, 1- 40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя- сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель- Илия. Же, подкрепленный силой Божией, опоясал чресла свои и бежал пред колесницей Ахава, даже до самых ворот города (XVIII, 41- 46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк. IV, 25, Иак. V, 17, 18, еврейское имя XI, 35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии немедленной смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась на расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою. Осмотревшись, Илия увидел в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водой. Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: Что ты здесь Илия? - Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Иэраилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы- за бурей последовало землетрясение, потом пронесся огнь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, - в веянии тихого ветра. Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда приидешь, то помажь Азаила в цари над Сирией, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем- Елисея же, сына Сафатова, из Авел- Мехолы, помажь в пророка вместо себя. При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста которых не целовали идола (III Цар. XIX, 1- 18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел- Мехолы- помазал его в пророки, бросив на него милоть свою - символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. XIX). Далее в III кн. Царств говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. Ты убил и еще вступаешь в наследство? грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь. Ахав сказал Илии: Нашел ты меня враг мой! - Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими. Так говорить Господь: Я наведу на тебя беды. . И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама. . И псы съедят Иезавель за стеной Изреели. Выслушав сие, Ахав раскаялся, раздрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился. . так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (III Цар. XXI, 17- 29). По смерти Ахава, пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам? спрашивал Охозия у посланных им к Веельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илией. - Человек этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: это Илия Фесвитянин! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены со своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник со своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (IV Цар. I, 1- 17). Приближалось время взятия Илии на небо. Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану. Илия ударил своим плащом по реке- вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя? сказал Илия. - Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, отвечал Елисей. - Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его! - воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и раздрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотью по воде и воззвал: Где Господь Бог Илии - Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии - его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фаворе, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мф. XVII, 3- 8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (IV, 5, 6). Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием. Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф. XI, 14, Мр. IX, 11- 13, Лк. I, 17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествоваше прямо и определенно называет его именем Илии (Мф. XVII, 10- 12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вмест с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (Откр. XI, 3- 12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великой похвалой о пр. Илии. Магометане, как и иудеи, считают его посредником между небом и землей, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божии, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении- в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В эфиопской церкви, коптской и некоторых других имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8 февраля и 1 декабря.
- 2756 Паоло Итальянская форма имени Павел "маленький", формы - Пауло, Паулс.
- 2757 Бахти Персидское имя (بختی) "счастливый, счастье".
- 2758 Нифантий Греческое [nefon] "рассудительный, трезвый, рассудительный". Именины - 5 января (23 декабря) - преподобный Нифонт епископ Кипрский. 13 марта (28 февраля) - праведный Нифонт. 21 (8) апреля - святитель Нифонт, епископ Новгородский (Рус. ). 27 (14) июня - преподобный Нифонт Афонский. 24 (11) августа - святитель Нифонт, патриарх Константинопольский. 11 октября (28 сентября) - святитель Нифонт, епископ Новгородский (Рус. ).
- 2759 Тодд Английское имя (Todd) "лис".
- 2760 Кузей Турецкое (kuzey) "север".